Станция "Павелецкая"

Дата открытия: 20.11.1943
Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» - «Автозаводская».
(С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» проследовали эту станцию без остановки).
Проектное название: Павелецкий вокзал, Донбасская

Архитекторы: А.Н.Душкин, Н.С.Князев
Архитекторы (реконструкция): - С.В.Лященко, Е.С.Демченко
Архитекторы вестибюля: А.Н.Душкин, соавтор Н.С.Князев
Инженеры-конструкторы: А.Н.Пирожкова, М.Семиз, Б.Уманский, В.И.Дмитриев

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена по специальному проекту из сборной чугунной обделки. У центрального зала отсутствует обратный свод, опорой для стальных колонн служит массивная железобетонная плита.

  Первоначальный проект станции составили архитекторы В.А. и А.А.Веснины (соавторы С.В.Лященко и С.Ф.Зебек и при участии Е.С.Демченко). Реализовать его в условиях войны оказалось невозможно, и станция была построена по измененному проекту Н.С.Князева и А.Н.Душкина без центрального зала, с двумя путевыми залами и несколькими проходами между пилонами в южном торце. 
  После войны станция была перестроена по проекту, близкому к первоначальному, и открыта 21.02.1953 уже как колонная, но в южном торце станции сохранился участок с первоначальными пилонами. Тогда же были построены северный эскалаторный тоннель в общий вестибюль с одноименной станцией Кольцевой линии и переход на нее из центрального зала (открыт 30.07.1955).
  Путевые стены облицованы белым мрамором. Колонны станционного зала отделаны белым мрамором, расширяясь кверху, они образуют арки. Зал украшен бронзовыми медальонами (скульптор И.С.Ефимов) и лепным орнаментом. Светильники встроены в купола на своде. Пол выложен серо-розовым гранитом. Основная тема художественного оформления станции - история вооруженных сил Советского государства. На одной из стен наземного вестибюля расположено мраморное панно В.Ф.Бордиченко и Е.Д.Машковцевой. Плафон вестибюля был расписан бригадой В.Ф.Бордиченко.

Выход в город в здание Павелецкого вокзала, на Павелецкую площадь, улицы Зацепа и Дубининская, на Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал) и на Новокузнецкую улицу.